Эксперты о корпоративном волонтерстве. Опыт Газпром-медиа
Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» предлагают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес, или благотворительное сообщество. Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес-компаний и корпораций.
Другие публикации о волонтерстве смотрите тут.
Корпоративное волонтерство
Под этим явлением мы поразумеваем волонтерство персонала корпорации или компании. Организация выступает в роли информационного и административного ресурса для своих сотрудников, сама выбирает важные для нее события и проекты, после чего вовлекает людей в их реализацию.
Волонтерство у нас в стране еще весьма молодо, а направление корпоративного волонтерства как раз переживает этап развития. Именно в период экономического спада и стагнации корпоративное волонтерство становится привлекательным инструментом нематериальной мотивации персонала. В любой успешной организации руководство бережно относится к ключевым сотрудникам и инвестирует в их профессиональный и личностный рост с целью формирования кадрового резерва и удержания лучших специалистов. В текущей реальности снижается количество запуска новых крупных проектов в условиях оптимизации расходов и повышения эффективности бизнесов. А корпоративное интеллектуальное волонтерство позволяет развивать дополнительные компетенции и вдохновлять сотрудников посредством их участия в интересных проектах.
Таким образом, помимо выстраивания имиджа корпоративно социально ответственной организации, внимательной к запросам общества, в котором живут и трудятся сотрудники, компания также поддерживает профессиональный рост своей команды, привлекая людей к работе над значимыми и важными для общества задачами.
Во время Зимних Олимпийских игр в Сочи мы сотрудничали с крупными российскими и международными компаниями по вопросам привлечения волонтеров из числа зрелых специалистов и профессионалов в определенных областях. Мы предоставляли сотрудникам различных компаний возможность получить незабываемые впечатления от работы на Олимпийских играх, применяя на безвозмездной основе свои профессиональные знания и навыки в таком масштабном проекте международного значения. Формы участия компаний были различными: в основной массе организации предоставляли своим сотрудникам отпуска на время проведения Игр, а некоторые даже брали на себя оплату проезда в Сочи.
При корпоративном волонтерстве инициатива относительно участия в том или ином проекте должна исходить от организации. Важно, чтобы выбор проектов по вовлечению персонала не шел в разрез с бизнес-стратегией компании.
Корпоративное волонтерство – это в определенной степени и поддержка интересов своих сотрудников, поскольку организация выступает гарантом уровня и степени важности выбранного проекта. С другой стороны, это и определенное обязательство перед принимающей стороной за качество оказываемой помощи и поддержки.
В чём смысл для бизнеса?
Если мы говорим о нашем опыте корпоративного волонтерства во время подготовки и проведения Игр в Сочи, то это было безусловно очень яркое, масштабное и эмоционально насыщенное событие. И профессионалы различных компаний, которые принимали участие в работе над нашим проектом на безвозмездной основе, получили незабываемый опыт и уникальные впечатления от того, что они «сделали свои олимпийские игры». Такое не забудется никогда и маловероятно, что повторится снова.
Но пережить сильные эмоции и получить яркие впечатления можно не только от подобных масштабных проектов. Вокруг нас постоянно происходят значимые и важные для страны и людей события. Помощь и поддержка никогда не бывают лишними или чрезмерными. Нужно только внимательно искать и находить проекты, созвучные с ценностями каждой конкретной команды. Традиционные тренинги по командообразованию и мотивации сотрудников все чаще уступают место реально важным и полезным акциям, приносящим ощутимую помощь и поддержку тем, кто в этом по-настоящему нуждается. И, честно говоря, эмоциональные впечатления от того, что чьи-то жизни наполнились радостью, теплотой и счастьем благодаря тебе и твоим коллегам, гораздо ярче и значительные искусственно создаваемых активностей.
Чувство гордости и удовлетворения от причастности к социально важным проектам, реально улучшающим чью-то жизнь, обеспечивают высокий драйв от полученных эмоций – они по сути и являются тем самым фактором нематериальной мотивации персонала. Мы видим в этом большой потенциал и уникальную возможность для себя как Холдинга в целом.
Важно учитывать специфику команды при выборе проектов для волонтерской работы сотрудников. Так, в нашей медийной сфере работают очень креативные увлекающиеся люди, которые бывают готовы участвовать в интересных бизнес проектах из-за сложности и амбициозности задач на безвозмездной основе ради профессионального опыта и азарта.
Например, в феврале этого года мы провели чудесное мероприятие на целый день для 600 детей – учеников детского образовательного центра «Сириус», созданного в сентябре прошлого года на базе одного из олимпийских объектов в Сочи. Это был большой кросс-функциональный проект, который подготовили и осуществили представители таких организаций, как Олимпийский комитет России, КХЛ, администрация центра «Сириус» и наш Холдинг. Дружной командой мы создали для целой смены центра «Сириус» спортивно-развлекательный праздник. Сам центр – достаточно уникальное учреждение, куда круглый год на 26 дней приезжают талантливые дети со всей страны, чтобы поучиться и потренироваться с наиболее известными мастерами в своём направлении: спорт, искусство и наука.
Таким образом в годовщину открытия Игр в Сочи дети получили незабываемые впечатления от встреч и общения со знаменитыми мастерами и олимпийскими чемпионами, провели финальный хоккейный матч между командами детей из центра на Кубок Матч ТВ.
Это было сложное и насыщенное мероприятие для достаточного большого количества детей и с участием знаменитых людей. Учитывая опыт работы в Оргкомитете, мы взяли на себя организационные задачи и администрирование всего проекта. Не просто было скоординировать приезд VIP-гостей, транспорт, подвоз спортсменов, увязать все это в один проект, сделать такую маленькую олимпиадку.
Когда завершилось награждение хоккейных команд, и ребята отправились обратно в центр, вся наша команда организаторов собралась на льду для памятной фотографии. Люди наперебой делились впечатлениями: «Вы видели глаза мальчишек, когда они медали друг другу показывали и на зуб их пробовали?». То есть, мы все кайфовали от того, что подарили счастье другим. Нас просто переполняли эмоции. Мы благодарили друг друга за отличную командную работу с теплотой и искренностью. Мы были признательны нашей компании за возможность поработать в данном проекте. Специальные сувениры, памятные призы и подарки для детей были изготовлены за счет нашей организации.
Человеку интересно и важно работать в организации, которая предоставляет подобные возможности. Не просто проводить в офисе время с девяти утра до шести вечера, а получать удивительные впечатления от работы над социально значимыми проектами, используя профессиональные знания и навыки.
Насколько перспективна социальная тема в корпоративном волонтерстве?
Для нас важно помогать профессионально. С точки зрения организации и вовлечения персонала, интересно делать то, что ты умеешь делать лучше всех и чувствовать свое влияние на чью-то жизнь. Когда ты лично делаешь ее качественнее, лучше, интереснее, увлекательнее. И как раз в этом мы – эксперты. Один из основных стимулов для карьерного роста сотрудника – это когда тебя берут на проект, в котором ты еще и учишься. Осваивать новые высоты всегда немного страшно. Но это несет в себе драйв, который получаешь, преодолев себя, расширив свои компетенции и решив поставленные задачи. По понятным причинам смелые инновационные решения скорее будут реализовываться в обозримом будущем, а сегодня использование корпоративного волонтерства позволяет людям расширять и углублять свои профессиональные компетенции не в бизнесовых, а в социальных проектах.
Мы знаем, где мы – эксперты. Именно этими областями мы в первую очередь и занимаемся. Но мы абсолютно открыты для новых горизонтов, с интересом их изучаем, пытаемся нащупать эти направления. Если мы говорим про социальное волонтерство и социальную ответственность, то это все равно должны быть какие-то области, где мы можем что-то улучшить. Было не очень, а мы принесли позитивные изменения и создали «добавленную стоимость». Людям стало радостнее, лучше, у кого-то появилась мечта, что-то реализовалось. И ощущение, что ты можешь улучшать качество чьей-то жизни, объединяясь для этого со своими коллегами, действительно дорогого стоит.
Когда мы привлекаем незадействованные интеллектуальные способности сотрудников, даем им возможности для роста, растяжки, а они, в свою очередь, получают удовольствие от самореализации, новых впечатлений, то в ответ они испытывают благодарность к руководству и своей команде за возможность позитивно и качественно влиять на чью-то жизнь.
Таким образом, вовлекая персонал в программу по корпоративному волонтерству, мы четко понимаем для какой цели мы это делаем – чтобы удержать лучших людей, чтобы повысить их мотивацию и вдохновить на эффективную работу.
Эрика Куянцева, директор по персоналу Газпром-медиа холдинг
Текст подготовлен Татьяной Вороновой, Марией Болденковой и Юрием Белановским.