Волонтерство: польза и смысл для подопечных. Опыт Даниловца
По прошествии некоторого времени своего служения волонтер, бывает, теряет смысл происходящего и начинает сомневаться в пользе и значимости своего труда. Екатерина Азисова, психолог, волонтер групп переписки с заключенными, Можайской колонии и в приюте в Зюзино Добровольческого движения «Даниловцы», раскрывает смысл и пользу волонтерства в отношении наших подопечных.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Волонтерство: польза и смысл для подопечных
Зачем нужно волонтерство, каковы польза и смысл для подопечных? Как правило, волонтеры задают себе этот вопрос чаще через год, через два, когда они сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Они начинают думать: «А ведь я ходил-ходил – и ничего не поменялось… Зачем я здесь? Может, я время зря трачу?»
Попробую ответить этот вопрос на примере разных направлений волонтерской помощи.
Приют для детей. Что может дать волонтер в социальном приюте? У многих детей в приютах в принципе не было положительного опыта общения со взрослыми. Часто их родные – злоупотребляли алкоголем или даже наркотиками, унижали и даже били детей. У детей нет опыта проведения времени с пользой. Они не знают, чем и как себя занять. В приюте дети живут в группах, и на каждую группу один воспитатель. И этот воспитатель, даже если очень сильно захочет, не сможет дать каждому ребенку достаточно любви и внимания.
Конечно, встречи с волонтерами два раза в неделю не могут спасти этих детей от этого дефицита любви, но может всерьез изменить ситуацию. Волонтер может показать альтернативные формы досуга. Он может научить чему-то, может даже поспособствовать профориентации. Это могут быть какие-то мастер-классы, которые потом пригодятся ребенку в жизни. Это могут быть просто любовь и внимание данные в игре или прогулках, особенно это важно в группе дошкольников. Воспитатели, как правило, немножко жестокосердны, у них со временем тоже наступает выгорание и уже нет достаточного сочувствия и заботы о детях. Волонтеры же дают детям и подросткам опыт общения со взрослым, который любит, и принимает, и хорошо ко мне относится и от которого я не жду угрозы, не жду, что он мне причинит какое-нибудь зло.
Больницы. Нахождение в больнице, а особенно длительное для ребенка всегда стресс и серьезные переживания. Часто дети проходят лечение без родителей, от чего им еще хуже. И волонтер может помочь ребенку отвлечься от этой больничной казенной обстановки, почувствовать ту же любовь и заботу, когда нет рядом близких. Отвлечься от лечения, от разговоров о своих процедурах, об уколах, капельницах, от своей болезни.
Переписка с заключенными. У заключенного немного опыта общения с людьми социализировавшимся, с людьми успешными. Они знают, что этот мир их отвергает. Бывает, что они думают: «Все, после тюрьмы меня никто в этом мире не примет. И мой единственный выход – примкнуть к группе таких же, как я». А волонтеры через переписку показывают, что есть люди с доверием относящиеся к заключенным и не отвергающие их.
Часто бывает, заключенные говорят: «Вы, наверное, не захотите общаться с таким негодяем, как я». Или если письмо по каким-то причинам не дошло или задержалось, они думают: «Вы решили прервать со мной общение». Мы можем показать, что мы верим в этого человека. Мы верим, что он может измениться. Да, у него были страшные поступки. Но, помимо этих поступков он, во-первых, ценен сам по себе, потому что он есть. У него есть не только злые дела, но и другой опыт, положительный опыт, за который его можно уважать. Мы верим в него. Мы можем дать ему некоторые советы или рекомендации. Мы можем помочь ему информацией. Например, прислать ему информацию куда он может обратиться, когда освободится, где проконсультируют по работе трудоустройству, где он сможет переночевать. Мы можем прислать ему духовную литературу. Мы можем с ним общаться, обсуждать то, что ему интересно и важно. В моем опыте есть заключенный, который пишет мне письма, как дневник. Он просто описывает все, что он прочитал, и он просит меня, чтобы я с ним делилась своим отношением к прочитанному. Он пытался обращаться с этим к своим сокамерникам, но они над ним смеются и его отвергают, потому что вопросы веры для них чужды.
Посещение заключенных. В дополнение к сказанному, заключенным важно, что их не боятся. Что мы во время наших творческих занятий или тренингов можем сидеть с ними в одном кругу, брать их за руки. Что мы не боимся и доверяем им. И опять же, это опыт общения с человеком по другую сторону решетки. И они видят, что они нам не безразличны, и наш мир о них не забыл. Есть люди, которые о них думают, которые к ним приезжают.
Помощь бездомным. Прежде всего волонтеры могут дать им опыт принятия. Потому что, как правило, бывает, что бездомный человек не очень хорошо одет, неприятно пахнет. Прохожие его сторонятся, пытаются отсесть от него в метро. А тут приходят люди, которые его принимают, кормят. А разделить трапезу с человеком ‒ это очень важно. Мы показываем им доверие. Мы можем поделиться с ним информацией, показать им куда они могут обратиться и пойти. И показать просто свое принятие.
Для подопечных всегда важна та любовь, то внимание, та забота, которую могут подарить волонтеры. Даже если они не могут чему-то научить, они могут просто принимать, просто могут быть рядом. И это очень важно человеку.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.