Какая помощь города нужна московским НКО? Комментарий руководителя Даниловцев о поручении Мэра
На сайте Агентства социальной информации опубликован комментарий руководителя Добровольческого движения «Даниловцы» Юрия Белановского о поручении мэра Москвы Сергея Собянина, согласно которому в столице создадут структуру поддержки и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями.
В январе 2016 года мэр Москвы Сергей Собянин издал поручение по итогам VII Московского гражданского форума, согласно которому в столице создадут структуру поддержки и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями. Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский предлагает столичным властям вместе с некоммерческими организациями разобраться, в какой помощи они нуждаются.
По итогам VII Московского гражданского форума мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать городской ресурсный центр для НКО на базе Московского дома общественных организаций, организовать обучение и повышение квалификации для специалистов СО НКО. Собянин также поручил создать портал поддержки СО НКО, на котором горожане могли бы найти информацию о работе и социальных услугах от НКО, а сами некоммерческие организации — искать сотрудников и правовую поддержку, смотреть онлайн-лекции и т.д.
Для развития волонтерского движения власти собираются создать регламенты взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с общественными организациями и образовательные программы для координаторов волонтерских групп.
«Это звучит оправдано и обнадеживающе, но мне представляется, что это поручение следует предварить вопросом. В Москве социально ориентированные НКО работают давно, мощному сообществу благотворительны
В первую очередь некоммерческие организации испытывают трудности с финансированием: всем и всегда нужны деньги, подчеркивает Белановский. При том что московский конкурс субсидий Комитета общественных связей — и положение о конкурсе, и сама система организации — по мнению эксперта, самые передовые в России, есть проблемы в практической реализации. «И самая главная из них — отсутствие у городских властей знания реальных московских НКО, профессионалов в той или иной области, — говорит Белановский. — К примеру, по теме волонтерства в 2015 году субсидию не получила ни одна из известных мне организаций, к которым бы я сам пошел учиться социальному волонтерству. Это значит, что в этом году волонтерство в городе будут развивать хорошие НКО, но непрофессионалы в добровольчестве».
Предоставление социально ориентированным НКО помещений от города востребовано и значимо, без такой поддержки многие НКО не выжили бы, считает Белановский. Но и в этой сфере имеются существенные проблемы: нет прозрачного конкурса на распределение помещений (и даже списка НКО и выделенных им площадей на официальном сайте), часто помещение предоставляется таким образом, что коммунальные платежи, охрана, минимально необходимые расходы по поддержанию порядка выливаются в неподъемную для НКО сумму, бывает, что НКО получают помещения, требующие дорогостоящего ремонта.
«Почему столица России не может давать в безвозмездную аренду социально ориентированным НКО помещения, соответствующие всем нормам, помещения уже оборудованные за счет города разного рода сигнализациями, системами безопасности, телефоном, интернетом и тому подобным? Мне не понятно», — отмечает Белановский. По его наблюдениям, на практике предоставление помещений НКО может вылиться в поддержку организаций, которые симулируют некоммерческую деятельность и занимаются скрытым бизнесом. «Только такие организации могут позволить себе платить такие деньги. Нормальная социально ориентированная НКО далеко не всегда может платить десятки тысяч рублей в месяц, не говоря о миллионах на ремонт», — поясняет эксперт.
Что касается обучения сотрудников, методической поддержки НКО, по мнению Белановского, часто город предлагает НКО обучение по тем вопросам, которые не имеют никакого отношения к реальности, посвящая целые семинары, например, проблеме «Чем доброволец отличается от волонтера». Между тем многие НКО имеют большой опыт в оказании эффективной помощи подопечным, некоторые из них сами регулярно проводят обучение сотрудников и коллег из третьего сектора. «Возьмем самые сильные организации в области волонтерства: «Подари жизнь», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Клуб волонтеров», «Старшие братья и старшие сестры», служба «Милосердие», «Даниловцы» и, конечно, «Мосволонтер» — такие организации на очень высоком уровне разбираются в профильных для них проблемах и не только на уровне эффективной помощи подопечным, но и на уровне методологии и на уровне организации учебного процесса. Их не нужно учить, они сами могут научить кого угодно. Вероятно, со временем будет взаимодействие уполномоченных городских структур с такими НКО», — предполагает Белановский. Нужно, чтобы городская система по обучению НКО учитывала уже существующие площадки, не дублировала их и стала площадкой для самих СО НКО по обмену опытом внутри себя и обучению новичков, считает эксперт.
Руководитель добровольческого движения сомневается в том, что попытки создать систему взаимодействия СО НКО друг с другом со стороны государства будут успешными. «Есть два очень успешных примера объединения благотворительных НКО, которые мне известны — «Все вместе» и «Союз волонтерских организаций и движений». Ими найден определенный эффективный механизм такого взаимодействия… Мне представляется, что аналогичные системы не могут быть построены со стороны государственных структур. Скорее всего, городские структуры наподобие магнитов будут притягивать к себе тех, кто привык жить за чужой счет и которые ради этого будут пытаться объединяться», — прогнозирует Белановский.
Интернет-портал по поддержке московских НКО, по мнению эксперта, будет полезен только в том случае, если он будет функционировать как единая доска объявлений. Если наполнение портала будет предоставлено НКО — идея бесперспективна: у социально ориентированных НКО не всегда хватает сил обновлять даже свой сайт и тем более они не захотят тратить время на посторонние системы.
«К великому счастью для социально ориентированных НКО, мэр Москвы обратил внимание на то, что взаимодействие медицинских НКО и медучреждений не регламентировано, а отдано на самотек и определяется полностью желанием конкретного заведующего отделением больницы», — отмечает Белановский. Важно, чтобы при разработке регламента взаимодействия с медучреждениями учитывался опыт составления такого документа в области взаимодействия НКО и госучреждений в социальной сфере — он разрабатывался коллегиально, с учетом мнения СО НКО. Партнерство должно основываться на понимании того, что НКО не является обслуживающей структурой для учреждения. «НКО имеет своих подопечных – больных, сирот, стариков и т.д. – и ради оказания им помощи НКО приходит в больницу, приют, дом престарелых и т.д. Госучреждение делает свою работу, НКО – свою. А вместе они помогают конкретным людям, оказавшимся в беде или трудной ситуации», — поясняет эксперт.
«Если мэр Москвы хочет создать инфраструктуру по взаимодействию и поддержке, то это может быть сделано только после серьезных консультаций с теми организациями, которые доказали свою самостоятельность (в том числе возможность жить не только за счет государственных денег), дееспособность, подтвердили свою репутацию в качестве значимых брендов в социальной сфере. И очень хорошо, что такой процесс начался. Если чиновники просто придумают какую-то свою, удобную для них, но оторванную от жизни систему, то на реально существующий сектор социальных НКО она не повлияет», — резюмирует Юрий Белановский.
АВТОР: Ольга Воробьева