Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Волонтеры в детской психиатрической больнице

  • Главная
  • Блог
  • Волонтеры в детской психиатрической больнице
  • Координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице

Координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице

  • Разделы Волонтеры в детской психиатрической больнице, Статьи
  • Дата 30 июля, 2015

О работе волонтеров в женских отделениях детской психиатрической больнице 6 –  Елизавета Чистякова — координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице №6. 


Координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице

Волонтером я ходила в разные учреждения полтора года, а потом пять лет — координатором волонтерской группы в 6-ю детскую психиатрическую больницу. За это время многое изменилось и в Движении, и в больнице, и в группе. Многое изменилось и во всех нас. Потому что на каждом этапе учишься, ищешь подходы, новые возможности, рефлексируешь, растешь.

И вот некоторые вещи, которые я поняла за это время.

1. Первое и важное, что я поняла — я не одна! Есть много людей, надежных людей, которые могут помочь, которых можно о чем-либо попросить. С тех пор как я пришла в «Даниловцы», у меня всегда было ощущение, что с тобой кто-то рядом, что за тобой кто-то стоит. Это сильная поддержка.

2. Волонтерская группа не только для подопечных, но нередко и для волонтеров. Важно взаимное общение, важно рефлексировать и понимать, что происходит и зачем.

К нам в группу несколько раз приходили люди, которым самим нужна помощь, люди, которым сложно, которые не уверены в себе и своих силах. Естественно, координатору проще работать с людьми состоявшимися, взрослыми. Но мне кажется важным включать в работу и тех, которым самим нужна поддержка, для которых это возможность реализоваться, раскрыться. Конечно, если это включение не может навредить детям и работе группы.

Когда наши подопечные дети вырастают, некоторые из них становятся вот такими людьми, ищущими принятия, поддержки, возможности самореализации. И если мы готовы помогать им в детском возрасте, в больнице, то почему не можем помочь хоть кому-то, когда он повзрослеет?

3. Важно иметь понимание своих границ. Я, как координатор, отвечаю за работу группы и искренне стараюсь делать все, что в моих силах, но я четко понимаю, что никогда не смогу дать нашим подопечным детям всего, что им нужно. За эти годы я стала понимать, что я могу, а чего нет. И в том, что я не могу, наверное, я научилась больше полагаться на Бога. А еще появилась стремление, «хорошее» упрямство идти к цели и достигать ее, даже если какие-то обстоятельства мешают — заболели все волонтеры, например.

4. Сколько бы человек ни участвовал в волонтерской деятельности, мне кажется, на разных этапах (и в первую неделю, и на 5-й год) он задает себе вопрос: зачем я это делаю? Каково мое место, моя роль здесь?

Минимум, зачем мы это делаем — досуг детей в больнице. У них есть несколько кружков (на которые можно не всем), воспитатели стараются, хотя работа у них очень непростая (с утра до вечера с тяжелыми детьми), но, конечно, всего этого оказывается мало. И наши встречи для детей — как глоток свежего воздуха. Новые люди, впечатления, эмоции, радость сделать что-то своим руками для близких, радость кого-то ждать, в конце концов.

И конечно, всем детям очень не хватает там любви. Разговоров, улыбок, принятия. Младшим детям особенно не хватает внимания, заботы, тактильного контакта. Из подростков многие тоже производят впечатление достаточно одинокое, особенно те, что с социальными проблемами разной степени серьезности. С депрессиями и суицидами в старшей группе, наверное, не меньше половины.

Старшим мне хочется показать, как много интересного и важного вокруг. Младшие обычно к нам приходят все или почти все, старшие — нет. Они уже умеют себя занять, да и по вниманию и общению тоскуют (слава Богу!) все-таки не все и меньше.

А иногда происходят действительно важные встречи и разговоры.

Иногда ребенок (чаще подросток) ту же информацию лучше воспринимает не в директивной форме от учителя или родителя, а в форме совета друга-волонтера. И вот это уже очень важно. Конечно, подобные личные глубокие встречи не стоит ждать каждый день. Но они случаются и именно они порой показывают всю глубину и серьезность нашего присутствия в больнице.

Ну и, конечно, для многих современных детей целым открытием становится тот факт, что можно делать что-то не за деньги, а для души и для других людей. Одни это принимают, другие не принимают, но мне кажется, все пронесут это через жизнь…

5. За эти годы мы нашли некоторый формат наших встреч — это творческие мастер-классы. Сначала они были внедрены нами в младшую, а потом — не без колебаний, сомнений и страхов — и в старшую группу. «Поделки», как называют их дети, встретили большой отклик. Были случаи, когда дети не хотели играть или смотреть мультик, а просили «поделку». Вот тогда-то я и поняла, что нужно остановиться на этом формате или где-то около.

Конечно, всегда кому-то больше нравится, кому-то меньше, что-то вдохновляет, а что-то нет, здесь часто ориентируешься на ощупь. И потом, кроме того, что ты приготовил для занятия, всегда играют роль разные факторы, настроение и самочувствие детей, например. Это тоже важно помнить.

Когда контакт только налаживается, важно детей заинтересовать, особенно подростков, потому что им сложнее выйти на контакт с только что пришедшими людьми и потому что они сильно ориентируются на реакцию окружающих и часто ее опасаются.
Когда контакт налажен, мне кажется, интерес у них просыпается не только от конкретного предложенного мастер-класса, но и от внутренне сложившейся установки «волонтеры — это интересно и здорово».

6. Часто приходится искать баланс между заинтересованностью в человеке, когда приглашаешь его в общее дело или просто к общению и невторжением в его личное пространство, туда, куда он не хочет никого пускать. Это иногда очень трудно понять. Пытаюсь звать максимально тактично и ненавязчиво, а если человек отказывается, всегда говорю напоследок, что если он надумает — мы будем очень рады видеть его в своем кругу.

7. Детские группы очень разные. Могут быть тяжелые, неуправляемые и конфликтные, а могут быть такие, в которой все сидят молча и ждут, пока девочка, которая боится говорить и почти не говорит, наконец, сможет сама сказать свое имя. Могут вырывать друг у друга цветной картон, а могут его друг другу дарить.

Это зависит и от конкретных личностей, и он того, что стало принятым в этой группе. Помню, как девочка-подросток, лежавшая в одной из конфликтных скандальных групп, попала в больницу снова, по привычке стала вести себя по той модели, которая была принята в ее прежней группе, потому что думала, что «здесь так принято» и потому что так привыкла. Но в новой группе никто не стал на нее агрессивно реагировать, скорее недоуменно посмотрели, и девочка быстро перестроилась.

Да, там могут быть почти рядом жестокость и взаимопомощь.

8. Я — христианка. Поэтому, помимо всех прочих целей у меня было и до сих пор есть желание поделиться с детьми моей верой как самым главным, наполняющим мою жизнь. Я так для себя и не поняла, как это сделать, как рассказать детям о Боге так, чтобы это стало для них важным. Не поверхностно что-то пересказать или прочесть им нотацию, а зажечь огонек внутри.

Были попытки рассказать детям о православных праздниках. Многим это было интересно, многим понравилось. Получались интересные дискуссии, все включались. Но я поняла, что нет общего рецепта такого разговора о Боге, о христианстве, который был бы действительно актуален для детей. Наверное, каждый раз этот вопрос нужно решать по-разному. Исходя из конкретной группы и ситуации.

9. И последнее: сколько бы ты ни волонтерил, всегда есть чему учиться.

Текст подготовлен к публикации Юлией Матвеевой и Юрием Белановским.

 

  • Поделиться:
kogan-76

Предыдущая запись

Управление волонтерской группой в детском наркодиспансере
30 июля, 2015

Следующая запись

Советы волонтерам новичкам 1
31 июля, 2015

Вам также может понравиться

NLM_8944-vi
Кто стоит за координатором: «внутренняя кухня» супервизорства в движении «Даниловцы»
10 марта, 2021
NLM_5065
О важных аспектах делового общения в работе координаторов волонтерских групп. Опыт Даниловцев
1 декабря, 2020
maxresdefault-20
Кривая контакта в гештальт-терапии. Онлайн-тренинг для волонтеров, работающих с подростками
22 июля, 2020

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером