Опыт служения в общине Святого Эгидия. Обзор руководителя Даниловцев
На портале АИФ опубликовали статью руководителя Добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского.
Для России тема церковного служения обществу пока еще в новинку, Церковь нередко до сих пор ассоциируется только лишь с «отправлением религиозного культа». Православная общественность как активная составляющая российского общества только начинает формироваться. Это и понятно — за время советского прошлого атрофировались многие общественные, и в том числе, религиозные институты, способные взять на себя ответственность за организацию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Мне довелось познакомиться с жизнью и служением всемирно известной католической Общины святого Эгидия в Риме, пообщаться с ее членами. Я достаточно ясно увидел и понял, что их опыт очень важен не только для христиан России, но и в конечном итоге для российского общества. На примере общины можно проследить трудный путь становления и развития христианского служения, начавшийся когда-то с небольших групп, стремящихся по-евангельски и в тоже время адекватно и деятельно включиться в жизнь общества, взять на себя ответственность за те виды служения, что под силу только ученикам Христа.
Доверие мирянам. Как возникла община Святого Эгидия?
Община святого Эгидия — христиане католики, объединенные стремлением служить ближним, помогать бедным и бездомным. За сорок лет своего существования они во многом изменили отношение современных христиан к делам милосердия. Сегодня община — это десятки тысяч верующих из многих стран Европы, Африки, Азии и Америки. Она стала всемирно известна в 1992 году, после прекращения гражданской войны в Мозамбике. В этой стране, буквально разрушенной за годы кровопролития, христиане так помогали нуждающимся, что нравственный авторитет общины для народа Мозамбика стал очень высок — настолько, что именно ей доверили дело миротворчества. В итоге в Риме в здании при храме святого Эгидия был подписан мирный договор.
В истории общины определяющую роль сыграл так называемый Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, проходивший в период с 1962 по 1965 год. Задачами Собора были христианское осмысление современного мира и осмысление путей развития Католической Церкви.
60-е годы, с одной стороны — время, когда в Италии были популярны идеи марксизма и социализма, из которых зародился интерес к социальному служению. С другой стороны — это время напряженного церковного осмысления и переживания решений Второго Ватиканского Собора. Шло переосмысление традиции. Без отвержения и обесценивания «старого» шел поиск форм и принципов церковного и социального служения христиан, в основе которого могла бы лежать благая весть о Христе.
Именно тогда молодые люди одной из многочисленных в то время групп студентов-христиан как-то ясно почувствовали, поняли, что их единство, их молитва, их любовь к Евангелию должны быть восполнены служением ближним, прежде всего бедным детям, живущим в бараках. Они не удовлетворились тем, что каждый христианин стремится помогать нуждающимся индивидуально, им было важно служить общиной. Символом их мировоззрения, образом их служения стало деревянное Распятие (деревянная статуя Иисуса Христа) без рук, найденное в подвале храма св. Эгидия. Эта находка ясно дала понять, что именно они, молодые христиане Рима, и должны стать руками Христа и от Его имени служить бедным и бездомным.
Со временем нашелся молодой священник, разделявший стремления зарождавшейся общины и ставший ее духовником. Вместе они обратились к епископу, и им дали храм в честь святого Эгидия в районе Трастевере (район узких средневековых улочек на западном берегу Тибра в Риме). Святой Эгидий — монах, живший в Средневековье, прославился еще при жизни своим милосердием и заботой не только о людях, но и о животных. Сохранилось предание, что подвижник не дал убить оленя, загородив своим телом животное от летящей стрелы. Для общины это было не просто совпадение, а благословение Божье. Вместе с храмом они обрели и имя, и небесного покровителя. Пример святого вдохновил молодых христиан. В храме святого Эгидия и разместили найденное Распятие без рук.
Думаю, многих волнует вопрос, а откуда берутся средства. Община живет на пожертвования своих членов и на пожертвования «внешних», но при условии сохранения своей свободы. В работе с бедными, к примеру, много помогают власти города Рима, но если они потребуют помогать только легальным мигрантам, от денег откажутся; любой человек будет накормлен и одет в общине. Не только все вместе, но и каждый член общины ответственен за служение бедным. Помощь ищут все. В наши дни общине помогают очень многие люди, помогают и предприятия, и рестораны, и продуктовые магазины.
Я думаю, что один из уроков, который можно извлечь из опыта общины святого Эгидия в том, что развитие православных общественных инициатив может проходить только в пространстве доверия и свободы. Главный принцип — чтобы стремящиеся к активной христианской жизни были верны церкви и любили ее. В середине прошлого века в Европе поняли, что если вера включает в себя верность церкви и стремление показать плоды жизни по Евангелию, то этого достаточно для доверия простым христианам со стороны церкви. Конечно, доверие, свобода, диалог — это всегда риск. И в католической Церкви и в Православной есть те, для кого главное — это молитва и богослужение. Есть и те, кто стремился к развитию социальной активности в обществе. К сожалению, бывает так, что определенные группы христиан, отрицая другие взгляды, маргинализируются; некоторые, только служащие обществу, теряли и теряют христианские корни, другие уходят от общественной жизни, от христианского свидетельства, замкнувшись на своих «духовных» нуждах и интересах. Но община святого Эгидия, как и многие другие, с самого начала не только избрала путь единства духовной жизни, свидетельства и служения, но и показали жизненность и плодотворность этого пути прежде всего для самих христиан.
Что значит быть религиозной общиной?
Жизнь христиан в идеале — это жизнь общинная. Иисус Христос заповедал своим ученикам быть вместе. История христианства говорит, что религиозная община — это единство верующих, некое подобие семьи, где каждый в чем-то неполноценен, даже грешен, но все вместе, дополняя друг друга, помогая друг другу, стремятся жить по Евангелию, быть в молитве и служить ближним. Община святого Эгидия — это не только собрание горожан-католиков, но и тех, кому они служат — бедных и бездомных. Для современных, в том числе и верующих россиян, это трудно понять. После советской партийности, единообразия, идеологизированности нашему обществу предстоит еще многое пережить, прежде чем появятся настоящие христианские общины.
Основа общинной жизни — совместная молитва, богослужение и Причастие Тела и Крови Христа. Члены общины Святого Эгидия собираются каждый вечер (!) к половине девятого на общую молитву в различные храмы Рима и прежде всего в храм Санта Мария ин Трастевере. По признанию многих, для общины очень важна, даже жизненно необходима молитва бедных и бездомных. Каждую же субботу все — и горожане, и бездомные — приходят на Литургию, молятся и причащаются. Особенность этих встреч — молитва о том, что беспокоит христиан в этот день, к примеру, молитва о христианах, погибших недавно в Ираке, поименная молитва о больных. Раз в месяц все члены общины молятся о примирении враждующих, о мире в тех странах, где все еще идет война.
Община святого Эгидия выросла из группы молодежи, желающей глубже узнать слово Божье — Библию. И поныне совместное доверительное к опыту и мыслям каждого чтение Писания — одна из главных сторон общинной жизни. В мире, где все больше размываются ориентиры, где все более условными становятся ценности и смыслы, христиане опираются на Евангелие — благую весть о Христе, на заповеди Божьи и стремятся свидетельствовать о них окружающему миру. В храме святого Эгидия, как зримый символ этого, в специально отведенном месте собраны Библии на многих языках мира. Члены общины уверены, что Слово Божье каждый должен читать на своем языке, на языке сердца.
Однако совместная молитва, изучение Библии, Причастие и в конечном итоге общение с Богом не могут быть самодостаточными. Община для того и нужна, чтобы Бог через нее, через каждого ее члена мог встретиться с другими людьми — через личное общение, через заботу, через служение. Верующие уверены, что именно в молитве рождаются духовные и конкретные силы для дел милосердия, дружбы с бедными и миротворчеству. Наиболее яркие примеры тому — прекращение войны в Мозамбике и появление в Риме несуществующей, виртуальной улицы (названной в честь погибшей от жестокосердия прохожих бездомной женщины), на которую по ходатайству Общины могут прописывать бездомных, уравнивая их тем самым в правах с горожанами.
Зная о численности Общины и обширности ее служения, удивительным кажется ее состав. Подавляющее большинство ее членов — обычные граждане, имеющие свои семьи и работу. Служение ближним осуществляется в свободное время в соответствии с взятой ответственностью и согласованными графиками. Для нас, живущих в России, такой напряженный ритм трудно представить. Но я все же думаю, что очень важен такой ориентир, как опыт города Рима и братьев христиан-католиков.
Служение ближним общины — это не социальное служение, это дружба
Как бы это не выглядело необычно, для христиан в основе служения ближним лежит тайна встречи с Богом. Заботясь о тех, кто рядом, верующий служит самому Христу. Это мистический аспект веры: встреча с бедным — это встреча с Иисусом Христом. Члены общины святого Эгидия уверены, что бездомные для Церкви — это сокровище. Все это проявляется в конкретной жизни. Есть забота о стариках, о бездомных, о бедных мигрантах (к примеру, в виде помощи в изучении языка); есть забота о цыганах, об инвалидах; есть и миротворчество.
Христиане уверены, что призваны показать другим и друг другу красоту служения, показать любовь к нему. Для общины святого Эгидия бедный, бездомный — это прежде всего человек, не социальная категория, не объект, а личность, тот у кого есть имя, история, кто верит, любит, умеет дружить, кому можно заглянуть в глаза, с кем можно говорить лицом к лицу.
Свои отношения с бедными, бездомными, больными члены общины называют дружбой. И это очень важно. Дружить можно всегда, даже если у тебя ничего нет. В дружбе человек отдает себя, свое время, свое внимание, отдает то, чем может поделиться, но при этом может четко осознавать свои возможности и границы. Дружба не предполагает неизбежного материального участия в жизни другого. Дружить могут и те, кто ничем не может поделиться. Дружба предполагает свободу, предполагает выбор.
Бедные могут помогать бедным. Как-то община организовала очень поучительную и красивую акцию, подтверждающую эти слова. Они рассказали итальянским заключенным о жизни в некоторых странах Африки, рассказали про условия содержания преступников и предложили собрать помощь заключенным в тех краях. В итоге было собрано ощутимое пожертвование.
По словам членов общины, они относятся к бедным так же, как и к своим знакомым. Бедные — те же люди: кто-то ведет себя агрессивно, неадекватно, кто-то мирно; кто-то благодарный и радостный; кто-то жадный и обидчивый. Бедные — это не инопланетяне, это не особый отдельный от общества народ — это те же люди, что и вокруг нас, это часть нашего общества.
Христиане Рима уверены, что еду и одежду бедным могут дать многие (и сами они дают и, то и другое), а вот общение и человеческое отношение могут дать только ученики Христа. Бедные, бездомные и немощные нуждаются прежде всего в признании в них людей, личностей, чтобы к ним отнеслись как к образу Божьему. Они нуждаются, чтобы их услышали, поняли, чтобы с ними вступили в диалог.
Очень ярко служение общины видно на примере благотворительной столовой, куда может прийти любой человек. Как правило, такие столовые — это пункты выдачи еды. Столовая же в Риме больше напоминает кафе, хоть и очень своеобразное. Пришедшие рассаживаются за столики, застеленные бумажными скатертями. К ним подходят члены общины и предлагают несколько блюд на выбор, после чего подносят тарелки с соответствующей едой. Момент выбора очень важен, он подчеркивает уважение к пришедшему. В соседних с столовой помещениях есть библиотека и места для общения. Всякий желающий может провести там все время до закрытия, общаясь с друзьями и знакомыми. То же есть и в центре для бездомных, где есть приемная врача, душевые, стиральные машины и пункты раздачи еды и одежды. Желающие получить одежду заходят в небольшую комнату, оформленную как магазин. Есть полки с вещами, есть вешалки, есть примерочные и зеркала.
Община устраивает ежегодную праздничную трапезу для бедных в день праздника Рождества Христова, которая происходит прямо в храме. Каждому пришедшему дарят индивидуальный подарочек с надписанным именем. Если это перчатки или теплые носки, то их размер соответствует запросам пришедшего. Очень символично, что празднование Рождества происходит именно в храме, ведь это не просто трапеза, это место встречи всей общины, в которую входят не только обычные горожане, но и бездомные, и нищие.
Община Святого Эгидия дружит со многими священниками и епископами. Более того, как бы это не выглядело необычно, регулярно предлагает им служить бедным. Недавно около двухсот епископов, собравшихся на конференции при Общине, участвовали в делах милосердия: мыли полы, помогали в столовой, раздавали еду на улицах. Многие из них, вернувшись в свои епархии, проявили особое попечение об организации и поддержке служения бедным и заключенным.
В центре Рима в очень престижном районе община святого Эгидия построила дом престарелых, вернее, даже пансион для пожилых людей семейного типа. Убранство дома очень хорошее, практичное и в то же время все очень красиво и со вкусом убрано. Деньги для пансиона собирали по всему миру по копеечке. Это не роскошь. Такой дом был задуман, как свидетельство горожанам, да и всему миру, что бездомные и тем более старики — сокровище для христиан. В этом районе могла бы стоять гостиница, она приносила бы большие деньги, но забота о конкретных стариках из этого района, оставшихся без попечения родных, и свидетельство о важности служения для римских христиан важнее.
Причем тут общество?
Опыт общины святого Эгидия, как общины религиозной, сумевшей занять свое важное и неповторимое место в жизни итальянского общества, очень поучителен и важен для нас. Христиане Рима не пытаются заменить собой общественные институты или социальные службы. Более того, они ясно говорят о своей свободе и о взятой ответственности, о своих принципах и границах. Ни государство, ни общество не может свалить на верующих что-то из своих обязанностей и своих забот, они могут постараться понять, в чем смысл христианского служения и каковы реальные плоды этого служения и в результате проявить доверие и вступить в партнерские отношения, в чем-то помогая, о чем-то прося.