Детский интернет и благотворительность: мнение руководителя Даниловцев
На прошлой неделе прошёл Российский интернет-форум — крупнейшее отраслевое событие года, где впервые за его историю обсуждалась тема благотворительности в детском сегменте интернета, который сегодня представлен новой доменной зоной «.Дети». Вопрос на форуме был поставлен примерно так: «Детский интернет — это же не только бизнес?»
Что есть сегодня в обычном интернете?
Под социальной благотворительностью мы понимаем безвозмездную материальную помощь или безвозмездные услуги в отношении людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Благотворительность вообще и социальная в том числе — это ответственность общества и в частности бизнеса и власти за тех, кто попал в беду. Важно понимать, что эта ответственность ложится на плечи дееспособных, самостоятельных, взрослых людей, ибо требует личного свободного и ресурсного участия.
Вся благотворительность в России делится на 2 группы. Та, что так или иначе представлена в интернете, и та, о которой поисковики молчат. Про вторую группу мне сказать почти нечего, ибо я принадлежу к первой, и всё то благотворительное сообщество, что мне известно — тоже. Кстати, вторая группа не является и потенциальной аудиторией для интернета. В моём восприятии она или отмирающая часть благотворительности 90-х (созданная и построенная вне логики современных коммуникаций), или благотворительность при ком-то (будь то компания или богатый человек — а они не заинтересованы в популяризации и сильном развитии), или шарлатаны, рядящиеся под благотворительность и подсевшие на государственные деньги, прячущиеся от общества и не заинтересованные в публичности.
Первая группа в моём восприятии делится также на 2 подгруппы: реально работающие НКО и мошенники, выпрашивающие деньги через интернет. Конечно, любые шарлатаны и мошенники — это не благотворительность, но они воспринимаются как таковая, и это восприятие очень устойчиво и значимо в обществе.
Таким образом, в чистом виде мы имеем благотворительные организации (бюджетные и НКО), помогающие нуждающимся. НКО через интернет обращаются к обществу за деньгами и людьми и через интернет же часто распределяют материальные и человеческие ресурсы или компетенции. В ответ они предоставляют публичные отчёты о работе и деньгах. НКО сами и первые заинтересованы в прозрачности не только своей деятельности, но и финансовых потоков, ибо главный ресурс НКО — их авторитет.
Бюджетные же благотворительные организации, в свою очередь, воспринимают интернет как пространство для декларации доброй траты государственных денег и для получения обратной связи.
Отдельно скажу о двух проектах. Добро Mail.ru — это, безусловно, благотворительный социальный проект, своего рода площадка встречи благотворительных организаций и тех, кто предоставляет ресурсы. В том числе это и краудфандинговая площадка. На сегодня это единственный проект такого масштаба, работающий реально на всю страну. Важная особенность Добро Mail.ru в том, что в нём принимают участие только проверенные благотворительные организации. Для желающих оказать помощь остаётся только выбрать что-то по душе и поучаствовать.
В отношении человеческих ресурсов, или, как принято говорить, волонтёров, следует упомянуть проект YouDo. Сам по себе, конечно, это коммерческий проект, своего рода мощнейшая площадка по неквалифицированной рабочей силе. Но YouDo важен как пример, ибо он и волонтёрское сообщество воплощают одни и те же принципы и формы работы с людьми. Занимаясь социальным волонтёрством 6 лет, я именно в YouDo увидел воплощение всех тех наработок, задумок и мечтаний, что обсуждались в профильном благотворительном сообществе. Если бы сейчас были средства, то как минимум общемосковский проект по распределению волонтёрских инициатив был бы как две капли воды похож на YouDo. Некоторым зачаточным аналогом является благотворительный проект Volonter.ru.
По моим наблюдениям, сегодня благотворительность в интернете имеет такой расклад:
Люди оказывают помощь:
- деньгами — 90 %,
- своим временем (волонтёры) — 10 %.
Так же, очевидно, распределяется отношение фондов и волонтёрских организаций: 90 % и 10 %.
Среди тех, кто жертвует деньги:
женщины 60–70 %,
мужчины — 30–40 %.
Среди тех, кто помогает своим временем и умениями (волонтёры):
- женщины — 65–75 %,
- мужчины — 25–35 %.
Благотворительная помощь оказывается:
- детям — около 80 %,
- взрослым — около 10 %,
- природе (экологи) и животным и пр. — около 10 %.
Среди детей, которым помогают деньгами:
- больные дети (лечение) — около 80 %,
- сироты (социализация, ремонт детдомов и т. д.) — около 15 %,
- инвалиды — около 5 %,
- трудные дети — около 1 %.
Среди детей, которым помогают волонтёры:
- сироты — около 80 %,
- дети в больницах — около 20 %,
- трудные дети — около 1 %.
Детская благотворительность или благотворительность для детей?
Чтобы понять возможность социальной благотворительности в детском сегменте интернета, надо определиться, о чём мы говорим. О благотворительности для детей или детской благотворительности?
Благотворительная помощь детям уже существует в интернете, достаточно развита и крепко стоит на ногах. В той или иной мере она перетечёт и в детский сегмент. Правда, и мы все это понимаем, её аудитория — это взрослые, состоявшиеся люди: жертвователи или волонтёры. Детская аудитория фактически не используется.
Благотворительных интернет-проектов, где основной аудиторией являются дети — единицы, это исключения. Чтобы было понятно — это могут быть сайты по профилактике употребления ПАВ или реабилитации наркозависимых несовершеннолетних, сделанные специально для детей, или развивающие сайты для детишек с умственной отсталостью, или сайты помощи в подготовке к ЕГ для детей из малообеспеченных семей и т. д. На практике, к сожалению, мне такие проекты неизвестны.
Детская же благотворительность — это когда дети в определённой мере приобщаются к ответственности общества за помощь тем, кто попал в трудную ситуацию. Тема эта очень интересная и очень перспективная, но, надо признать, абсолютно новая для России. Всё дело в том, что даже в оффлайне дети почти непричастны благотворительности, ибо они несовершеннолетние. Единственное исключение — школьники под руководством учителя. Есть школьные благотворительные проекты с ограниченной ответственностью детей. Наиболее распространённые — это когда дети продают свои поделки, а деньги отдают на лечение больных, или когда дети целым классом едут в детский дом, чтобы устроить праздник для малышей-сирот.
Наверное, такое направление возможно и в интернете, и в детском сегменте. Теоретически, к примеру, дети могут делать уроки с отстающими сиротами, общаться на равных с детьми с ограниченными возможностями и т. д.
Возможная ли социальная благотворительность в детской зоне?
Я думаю, что социальная благотворительность для детей, будучи достаточно развитой, так или иначе перейдёт в детскую доменную зону, несмотря на то, что дети выступают в этой теме как благополучатели, а отнюдь не активные деятели.
Детская же социальная благотворительность как более значимая и перспективная тема в детской доменной зоне «.Дети» может быть представлена или просветительскими проектами (приучающими к добру), или интернет-площадкой школьной жизни, или особой темой «сделай добро всей семьёй».
Но мы понимаем, что эти проекты при всей очевидной позитивности стоят денег и требуют специалистов. Безусловно, и в детском сегменте должна проявиться и, конечно, проявится та самая социальная ответственность общества и бизнеса. Но нам понятно также, что это будут разовые и несистемные истории, и не только из-за слабости приоритета благотворительности, но и из-за отсутствия достаточного количества профессионалов, способных воплотить и поддерживать детские социальные благотворительные проекты.
Кстати, вполне возможно, что и коммерческие проекты будут предоставлять свои услуги или товары для определённых категорий детей со скидками или бесплатно.
В итоге для меня очевидно вот что — тема безопасного интернета, тема детского развивающего и воспитывающего интернета — это тоже своего рода благотворительность для IT-компаний, ибо это вложения, не приносящие прибыли. По своему значению для «.Дети» это направление значительно более приоритетно, чем социальная благотворительность, и поэтому стоит ожидать развития именно такой благотворительности.
Руководитель Добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский
Источник: http://www.aif.ru/society/opinion/1159850