Инклюзивное волонтерство как инструмент преодоления дефицитов жителей психоневрологических интернатов
Значение волонтерства для жителей ПНИ и его роль в преодолении дефицитов
Инклюзивное волонтерство вне территории психоневрологических интернатов (сегодня их называют Социальные дома) подразумевает участие жителей ПНИ (взрослых людей с ментальными особенностями здоровья и развития), в добровольческой деятельности за пределами учреждения, где они выступают не столько, как получатели помощи, но и как помощники другим людям, сообществам или природе. Волонтеры жители ПНИ — выстпают партнерами и помощниками волонтерам обычным гражданам. Такое добровольчество может включать экологические акции (уборка парков, посадка деревьев), помощь в социальных проектах (поддержка пожилых, работа с детьми, участие в благотворительных мероприятиях), культурные события (организация мастер-классов, фестивали) или онлайн-волонтерство (модерация форумов, переводы для НКО). Инклюзивное волонтерство способствует деинституционализации, помогая жителям ПНИ преодолеть изоляцию закрытых учреждений и интегрироваться в общество. В теории, оно может значительно улучшить качество жизни, стимулируя личностный рост и социальную активность.
Инклюзивное направление волонтерства напрямую затрагивает дефициты жителей ПНИ, выявленные в анализе научных статей (см https://volonter-school.ru/2024/09/osobennosti-zhizni-lyudej-v-pni).
Волонтерство позитивное влияет на:
- Социальные связи и интеграция: Волонтерство «вовне» создает возможности для регулярного общения с людьми за пределами ПНИ, включая других волонтеров, благополучателей и сообщества. Это стимулирует развитие навыков общения, снижает эмоциональное отчуждение и восстанавливает ощущение принадлежности к обществу через совместные цели.
- Самостоятельность и бытовые навыки: Активности за территорией учреждения требуют практики реальных навыков — от планирования маршрута на общественном транспорте до управления временем и ресурсами во время акции. Это снижает зависимость от персонала и повышает уверенность в автономии, подготавливая к независимому проживанию.
- Когнитивные и психические функции: Волонтерские задачи стимулируют когнитивные резервы через решение проблем (планирование события, координация группы), что замедляет деградацию памяти, внимания и мышления. Психически это снижает стресс и депрессию, предоставляя ощущение достижения и позитивных эмоций от помощи другим, что способствует эмоциональной стабильности и предотвращает поведенческие нарушения.
- Труд и занятость: Волонтерство выступает как «мостик» к трудовой реализации, давая чувство полезности и ответственности без формальной занятости. Участие в проектах развивает профессиональные навыки, дисциплину и командную работу, компенсируя отсутствие работы и повышая мотивацию к будущему трудоустройству, что снижает финансовую зависимость и усиливает социальный статус.
- Досуг и культурная жизнь: «Вовне» волонтерство разнообразит повседнену жизнь ПНИ через творческие и активные занятия, предоставляя доступ к культуре, спорту и хобби. Это противостоит скуке и апатии, стимулируя эмоциональное вовлечение и обогащая повседневность, делая жизнь более насыщенной и интересной.
- Качество жизни и смысловая сфера Помощь другим усиливает чувство достоинства и смысла жизни, компенсируя стигматизацию. Участие в волонтерстве развивает эмпатию и моральные ценности, возможно, через религиозные или этические аспекты (помощь нуждающимся), что повышает самооценку, снижает депрессию и способствует гармонии, делая жизнь более удовлетворительной.
В целом, инклюзивное волонтерство не только снимает дефициты, но и способствует системной интеграции, повышая мотивацию жителей ПНИ к выходу из изоляции и формируя навыки для полноценной жизни в сообществе.
Известный опыт инклюзивного волонтерства в ПНИ
В Волоградской и Новосибирской областях развивается инклюзивное волонтерство в:
— Волгоградском ПНИ — см: https://vk.com/wall-193205231_2660.
— Каменском психоневрологическом интернате (Новосибирская область). См: https://vk.com/wall-216960091_830, https://vk.com/wall-216960091_869, https://vk.com/wall-216960091_867, https://vk.com/wall-216960091_885.
При этом следует отметить, что такое волонтерство — это большей частью разовые акции в самих ПНИ.
Ограничения известных методических рекомендаций федерального уровня в контексте ПНИ
Несмотря на потенциал инклюзивного волонтерства, анализ известных методических рекомендаций (https://disk.yandex.ru/d/I7d3rj5fRdAV8A) показывает, что предложенная в них модель волонтерства не решают проблемы дефицитов жителей ПНИ и не позволяют выстроить серьезную систему волонтерства для этой группы.
Рассмотрим (тексты см. https://disk.yandex.ru/d/I7d3rj5fRdAV8A):
- Д.Ю. Алексеевских, Е.В. Крутицкая. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества (издательство РГСУ)
- Методические рекомендации по инклюзивному волонтерству (Издатель — Ростовский союз детских организаций)
- Н.И. Горлова. Методические материалы по теме «Вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, включая российский и зарубежный опыт». (Издатель — Ассоциация волонтерских центров).
Эти документы фокусируются на общих аспектах инклюзивного добровольчества для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но не затрагивают специфику закрытых учреждений вроде ПНИ, где жители имеют ментальные особенности, изоляцию.
- Методические рекомендации по инклюзивному волонтерству (Ростовский союз детских организаций, 2021): Этот документ описывает опыт реализации проекта «Старт – школа инклюзивного волонтерства», ориентированного на детей и подростков в детских организациях. Он подчеркивает обучение волонтеров взаимодействию с детьми с ОВЗ, но не предлагает технологий для работы с взрослыми в закрытых учреждениях. Волонтерство здесь — это помощь детям (игры, мероприятия), а не вовлечение жителей ПНИ в деятельность «вовне». Нет методик для преодоления изоляции ПНИ, таких как координация выездов или адаптация задач под ментальные расстройства, что делает его непригодным для серьезной системы.
- Методические материалы по вовлечению в добровольческую деятельность людей с ОВЗ (Ассоциация волонтерских центров, 2020): Материалы охватывают историю, отечественные и зарубежные практики инклюзивного волонтерства, с рекомендациями для организаторов. Фокус на общем вовлечении ОВЗ (например, в экологические или культурные проекты), но без специфики ПНИ: нет упоминаний о работе с закрытыми учреждениями, преодолении административных барьеров или адаптации для когнитивных дефицитов. Волонтерство трактуется как интеграция ОВЗ в общество, но без технологий для жителей ПНИ (например, сопровождение опекунами, оценка рисков). Это не позволяет построить систему, так как игнорирует институциональные ограничения.
- Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества (Волонтерское движение Абилимпикс, 2018): Документ ориентирован на подготовку волонтеров для чемпионатов «Абилимпикс» — соревнований для людей с инвалидностью. Он описывает обучение волонтеров помощи на мероприятиях (навигация, поддержка участников), но волонтерство здесь — это вспомогательная роль, а не активное участие жителей ПНИ как волонтеров «вовне». Нет технологий для ПНИ: фокус на открытыхイベント, без адаптации к ментальным особенностям или изоляции. Это не годится для системы, так как не адресует дефициты ПНИ и не предлагает механизмы для долгосрочного вовлечения.
В итоге, эти методички не снимают проблемы ПНИ, поскольку их вид волонтерства — это в основном помощь людям с ОВЗ на открытых площадках, а не интеграция жителей закрытых учреждений в общество через их собственную активность. Отсутствие технологий (адаптированные программы, партнерства с ПНИ, оценка рисков) делает их недостаточными для серьезной системы. Необходимы специализированные рекомендации, учитывающие специфику ПНИ, для реального прогресса.
